14 07.2015

Арт-терапия для детей: сказкотерапия

Лого
Автор:
Тема:
Блог Екатерины
Богдановой

 Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Арт-терапия сегодня по праву считается одним из наиболее эффективных методов, используемых психологами и педагогами во время занятий с детьми. Посредством творчества они воплощают свои эмоции, страхи и желания, что позволяет узнать о них что-то новое. Кроме того, с помощью искусства ребенок не только способен выразить себя, но и познать окружающий мир, что способствует его социальной адаптации. Существует несколько видов арт-терапии для детей: рисование; коллажи, оригами; лепка из пластилина, скульптура; работа с песком, глиной; пластика, танцы; кино, фотография; художественная самодеятельность (игры, представления);

Сказкотерапия для детей– это как один из вида арт-терапии, при котором для лечения используют сказки для детей. В этом методе основным средством психологического воздействия является метафора, от точности подбора которой зависит эффективность работы врача с пациентом.

Сказкотерапия для детей выполняет три основных функции:

  1. диагностическая (способствует определению состояния ребенка, а также его отношения к конкретной ситуации из жизни, помогает понять его стратегию поведения);
  2. прогностическая (основывается на диагностике и раскрывает принципы поведения малыша в будущем);
  3. терапевтическая (само лечение, благодаря которому в поведении и в эмоциональном состоянии ребенка происходят положительные изменения).

Читайте также: Сказки про Вашего ребенка

При выборе сказок учитываются конкретные психологические проблемы у детей:

  •  гиперактивность или гипоактивность;
  •  стресс, вызванный потерей близкого человека или любимого животного;
  •  агрессивность, неадекватное поведение, нарушения взаимодействия со сверстниками;
  •  расстройство поведения с различными физическими проявлениями (возможны проблемы с питанием или с мочевым пузырем);
  • различные страхи, тревожность;
  •  стресс, связанный с семейными проблемами: развод родителей, их скандалы, насилие в семье, появление еще одного ребенка.

Сказкотерапия оказывает столь положительное влияние на детей, так как выполняет целый ряд задач:

  1. Учит преодолевать страхи и трудности, принимать решения, ведь сказки показывают ребенку, что безвыходных ситуаций не бывает.
  2. Выявляет творческие способности и развивает фантазию.
  3. Способствует естественной коммуникации. Совершенствует вербальный язык и учит слушать других.
  4. Помогает детям найти общий язык с взрослыми.
  5. Прививает необходимые моральные нормы и правила.
  6. Формирует навыки конструктивного выражения эмоций. Побуждает ребенка делать выводы, подталкивает его к размышлениям.
  7. Снижает уровень агрессивности и тревожности.
  8. Влияет на образное мышление.
  9. Развивает чувство юмора.

В сказкотерапии для детей применяются три основных вида сказок:

1. Уже существующие художественные и народные.

 Выбор сюжета зависит от возраста ребенка:

 - Малышам близки сказки о животных, так как дети ассоциируют себя с ними и копируют их манеру поведения. А также можно выбрать историю, где главный герой – игрушка или маленький человечек. Сюжет должен содержать в себе проблему, актуальную для ребенка.

 - Дошкольникам больше нравятся человеческие персонажи: охотники за сокровищами и принцы, рыцари и солдаты, царевны и королевы. Такие сказки лучше всего передают детям жизненный опыт на примере героев.

 - Школьники предпочитают волшебные сказки. Благодаря им ребенок черпает жизненную мудрость и познает в чем суть духовного развития человека.

 - Подросткам же по душе бытовые сказки, притчи, сказки о трансформации, страшные сказки. В бытовых сказках описываются трудности семейной жизни, конфликтные ситуации, показываются способы их решения. Притча же является источником жизненной философии, так как каждый урок в ней не завуалирован, а четко сформулирован. Сказка о трансформации подойдет подросткам с низкой самооценкой либо для приемных детей. А вот страшные истории помогают при самотерапии: многократно переживая тревожную для себя ситуацию, ребенок освобождается от своих страхов.

 2. Авторские, специально разработанные психологом:

 - главный герой схожий с пациентом, который на примере персонажа делает выводы и решает свою проблему;
— главный герой сам пациент. Например, его можно наделить теми качествами, которых не хватает малышу, и показать чего можно добиться при желании.

 3. Самостоятельно сочиненные ребенком.

Через такую сказку можно узнать о тех переживаниях малыша, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.

Существует определенная структура проведения занятия по сказкотерапии:

Во-первых, нужно выбрать главного персонажа, близкого ребенку по возрасту, полу и характеру.

 Во-вторых, описать героя и его жизнь таким образом, чтобы малыш мог заметить сходство с ним, но не слишком явное.

 В-третьих, персонаж должен попасть в похожую жизненную ситуацию и испытать те же переживания.

 В-четвертых, герой ищет выход из сложившегося положения, в чем ему помогают близкие или наставник. Он может прийти к решению, наблюдая за поведением другого действующего лица. На этом этапе психолог должен объяснить ребенку смысл происходящего и предложить ему помочь решить проблему.

 В-пятых, осознание героем своих ошибок и становление его на путь изменений.

 Данную структуру занятия можно разнообразить и предложить ребенку самостоятельную работу:

  1. сочинение и рассказывание сказки (позволяет выявить спонтанные эмоциональные проявления);
  2. рисование, лепка и аппликация по мотивам собственной истории (в творчестве проявляются ассоциации и чувства);
  3. представление (дает ребенку возможность проиграть самые значимые эпизоды и эмоции);
  4. дописывание или переписывание услышанной сказки;
  5. изготовление кукол (в процессе создания происходит изменение личности, своего рода медитация);
  6. сказочная песочная терапия (при контакте с песком дети воплощают в физической форме самые сокровенные мысли).

Сказкотерапия – это своеобразный «мостик» между взрослым и ребенком. Так как, рассказывая сказку, родители или психологи отправляются в мир волшебства и фантазий, такой близкий малышу, а тот наоборот проникает в сложный и непонятный для него мир взрослых.

Эту теорию также подтверждает то, что сказкотерапия – это, пожалуй, один из древнейших методов психологии. Еще наши предки воспитывали детей с помощью сказок, благодаря которым те могли понять смысл своих поступков. Все эти истории служили законами морали, предохраняли от неприятностей и учили жизни.

И напоследок посмотрите видео на тему « Сказкотерапия: Лечебная сила сказки».
Курс Разиды Ткач «Сказкотерапия детских проблем».

С Уважением, Екатерина Богданова

Этой статьей стоит поделиться
Этот блог читают уже 150 человек. Читай и ты

Вам также может быть интересно

Комментариев: 20

  • Анютка Незабудка 19 августа 2015 | 12:31

    Рассказывать сказки детям просто НЕОБХОДИМО, об этом должен помнить каждый родитель. А не находить отговорки в виде — устал, занят и нет сил.

    Ответить
    • Антон 02 декабря 2015 | 22:44

      Мне в детстве нравилось засыпать под сказки. Привычка сохранилась до сих пор. Быстро засыпаю под чью то речь.

      Ответить
      • Irina 06 декабря 2015 | 08:18

        Значит засыпайте и сейчас под аудиосказки. Уж чего-чего, а разных записей сегодня хватает с избытком.

        Ответить
      • ирина 13 декабря 2015 | 15:15

        Антон, опасная привычка)) Так можно и на совещании уснуть))

        Ответить
      • Антон 02 января 2016 | 10:36

        Стараюсь держать себя в руках, но иногда случается. Важно садиться не на первые ряды, а подальше.

        Ответить
        • ирина 02 января 2016 | 20:19

          Ага, и не храпеть)

          Ответить
        • Антон 05 января 2016 | 01:36

          До храпа не доходило, но со стула упасть боялся.

          Ответить
    • Irina 06 декабря 2015 | 08:02

      Рассказывать сказки детям очень несложно, даже если Вы и устали. Риск только в том, что Вы первым уснёте под рассказывание собственной сказки.)))

      Ответить
      • ирина 13 декабря 2015 | 15:17

        Это точно, Ирина! Мой муж очень часто так и засыпает))

        Ответить
  • Irina 22 августа 2015 | 08:25

    Сказки дают малышу первые представления о мире, учат ребёнка жить, правильно поступать на примере сказочных героев. Понятно, что идентификация с определёнными персонажами происходит даже и без особой психологической работы.

    Именно поэтому возможности сказкотерапии просто безграничны.

    Ответить
    • Artur 06 ноября 2015 | 05:57

      Про идентификацию с персонажами сказок я не подумал. В этом случае желательно рассказывать сказки ребёнку с положительными героями.

      Ответить
      • Irina 06 декабря 2015 | 08:21

        Сказка ещё больше воздействует на ребёнка, если герои в ней делают поступки, которые совершал и сам ребёнок. А дальше можно помочь с помощью героя показать, как выйти из ситуации, которая была сложна для преодоления самим ребёнком.

        Ответить
        • ирина 08 декабря 2015 | 23:15

          Ещё здорово использовать имя для героя сказки, созвучное с именем ребёнка.

          Ответить
  • Анютка Незабудка 22 августа 2015 | 13:22

    Я читаю своим детям все сказки из моего детства, им очень нравится. Современные сказки тоже есть интересные, но сказки из детства для меня-классика.

    Ответить
  • Антон 04 ноября 2015 | 06:01

    Дописать сказку самое сложное в сказкотерапии. Задание для ребёнка средней школы. В начальной школе он много не сможет написать.

    Ответить
    • Татьяна 13 декабря 2015 | 14:32

      Написать, конечно, сложнее. А вот просто вслух сочинить — многие дети с таким заданием справляются легко. Дети — это такие фантазеры!

      Ответить
      • ирина 13 декабря 2015 | 15:32

        Согласна с вами, Татьяна. Вслух рассказать незамысловатую сказку, придуманную самому, сможет уже двухлетний малыш. В крайнем случае, можно помочь ему сочинять, тоже выйдет интересно.

        Ответить
      • Антон 02 января 2016 | 10:42

        Можно сказку сочинять вдвоём. Мама начинает сказку, ребёнок продолжает, после опять мама, потом опять ребёнок.

        Ответить
        • Татьяна 02 января 2016 | 12:33

          Сочинение сказок очень полезно для развития ребенка, так развивается речь, воображение, образность.

          Ответить
  • Ritas 06 декабря 2015 | 18:32

    Какой интересный и увлекательный вид терапии для детей. С удовольствием в детстве прошла бы её курс.

    Ответить

Оставить комментарий

  • :mrgreen:
  • :neutral:
  • :twisted:
  • :arrow:
  • :shock:
  • :smile:
  • :???:
  • :cool:
  • :evil:
  • :grin:
  • :idea:
  • :oops:
  • :razz:
  • :roll:
  • :wink:
  • :cry:
  • :eek:
  • :lol:
  • :mad:
  • :sad:
  • :!:
  • :?:
Топ комментаторов
  • Lora13
  • Анжели12
  • Нина3
  • Татьян3
  • Надежд2
  • Anna1
Любимый магазин с книгами
Лабиринт
Гипермаркет света «Svetex»
svetex
Получите бесплатно справочник
Вконтакте
Друзья сайта



Хочу Всё Знать. Полезные Советы




группа Ароматы счастья