09 11.2016

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

Лого
Автор:
Тема:
Блог Екатерины
Богдановой

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня тема нашего поста: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Почему спросите Вы? Вот с чего все началось.  Пришла ко мне на днях соседка. Смотрю — расстроена, глаза на мокром месте. Спрашиваю, что случилось.

Дочь, говорит, эгоисткой растет. Только об удовольствиях думает, со мной совсем не считается. А я ведь так старалась, баловала ее, ничего не заставляла по дому делать, развивала, по кружкам водила. И вот благодарность!

Знакомая картина? А все потому, что мало сейчас уделяется внимания эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, в частности – нравственной сфере. Все больше упор на интеллект. Вот и становятся немодными такие понятия, как духовность, человечность, сопереживание, отзывчивость, а вместе с ними разрушается нравственное здоровье общества. Как решать эту проблему?

Для чего нужны эмоции

Эмоции – это психические процессы и состояния, которые выражают отношение человека к окружающему миру. Своего рода отражение действительности, но весьма специфическое, ведь каждый ощущает явления и предметы по-разному.

emocii

Чувства – проявление личностное, они у каждого свои, но напрямую зависят от удовлетворения индивидуальных потребностей. Похвалили малыша – он радуется, ведь все люди испытывают потребность в одобрении. Поругали – расстраивается, плачет. Все это -противоположно окрашенные эмоциональные состояния.

Эмоции очень важны для человека, ведь они способствуют образованию коммуникационных связей между людьми, учат понимать друг друга. Особенно большую роль играет эмоциональная сфера в жизни ребенка. Дети в буквальном смысле «живут чувствами», которые управляют психикой и регулируют ее. Наблюдая за эмоциями взрослых, малыш сам учится проявлять их.

Существует несколько видов эмоций, которые сопровождают нас на протяжении жизни. К «простым», «чистым» относится настроение, аффекты (гнев), стрессы, чувства. Они сопровождают человека практически с рождения.

В более младшем возрасте эмоционально-волевая сфера еще не развита, преобладают простейшие чувства. Затем ребенок постепенно познает свое «я», начинает выстраивать отношения с другими людьми. У него формируются нравственные, социальные чувства, которые стоят уже на более высокой ступени.

Как развиваются эмоции

В раннем возрасте малыш все эмоции проявляет «по факту». Обидели – плачет. Дошкольник овладевает так называемым «эмоциональным предвосхищением». Он способен уже заранее радоваться, волноваться, переживать. «Вот подарю я маме картинку, она, наверное, обрадуется. А вдруг ей мой подарок не понравится?!» То есть, ребенок уже задумывается о результате и реакции окружающих.

Идет активное освоение новых эмоций: грусть, радость, злость, ревность. Обширный диапазон чувств разной окраски. Но есть и особенности. Выражаются эти эмоции уже по-другому, в ход идут высшие формы экспрессии: мимика, жесты, интонации.

Обучаясь, дошкольник не только осваивает новые средства экспрессии, но и сам декодирует их, распознает у других. Но чувства у него все же продолжают «преобладать над разумом», что проявляется в излишней эмоциональности.

Чуть что – то плачет, то смеется, это как раз про ребенка дошкольного возраста. Управлять эмоциями им еще трудно. На особенности поведения и эмоциональный настрой влияют взаимоотношения с окружающими – родителями, воспитателями, друзьями.

Как формируется воля

Зрелая личность невозможна без эмоционально-волевого развития, основы которого закладываются в дошкольном возрасте. Процесс этот длительный и происходит постепенно. Развивая волю, ребенок учится брать под контроль свои эмоции, а это умение и взрослым зачастую очень полезно подкорректировать.

На этот процесс положительно влияет основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Играя, малыш совершает ряд самых разных действий, которые помогают выплеснуть негатив, снимают эмоциональную напряженность.

Развитие эмоций у дошкольников зависит от ряда факторов:

Многое познается в общении. Наглядные способы выражения эмоций малыш осваивает на конкретных примерах. Это и хорошо, любая теория бледнеет перед практикой. Многое определяется ситуацией, позицией ребенка, его отношением к партнеру по общению.

Развитию эмоциональной сферы способствует участие в дополнительной деятельности. Творчество по-настоящему открывает новые миры. Занятия музыкой, танцами, живописью вызывают различные эмоциональные состояния, по большей части положительные.

Например, слушая сказку, ребенок часто ассоциирует себя с главным героем, сопереживает ему, проецируя на себя определенные ситуации. Подобные яркие эмоции действуют благотворно, к тому же — не несут негатива.

Не стоит забывать об игре. В сюжетно-ролевых играх («дочки-матери», «больница», «магазин») развивается сопереживание, дети учатся сотрудничать, договариваться, помогать друг другу. Существуют специальные программы развития эмоциональной сферы при помощи игровых действий.

С раннего возраста ребенка стоит приучать к труду. Этот вид деятельности имеет неоценимое значение. Малыш испытывает целую гамму чувств от процесса и результата своего труда. Если получилось – бурная радость, если постигла неудача – горькое разочарование. Без отрицательных эмоций тоже не обойтись, они учат тому, что в жизни не бывает все гладко, не стоит унывать и сдаваться.

Эмоциональную сферу можно назвать крепким мостиком, который соединяет окружающий мир и личностную жизнь ребенка. В раннем возрасте малыша переполняют чувства и эмоции, образно говоря, он состоит из них. Важно уделить достаточно внимания воспитанию эмоциональной зрелости. Это одна из важнейших задач педагогики, не менее серьезная, чем интеллектуальное развитие.

Читайте также: Низкая самооценка у детей

Становление и жизнь человека в обществе во многом зависит от его эмоционального отношения к окружающему. Положительный настрой и воля способствуют достижению целей, а для этого уже нужен багаж знаний и умений.

На сегодня все. Пусть эмоции и чувства помогают жить! До новых встреч. Всем пока, пока.

Похожие темы:

С Уважением Екатерина Богданова

Сайт «Семья и детство»

Этой статьей стоит поделиться
Этот блог читают уже 150 человек. Читай и ты

Вам также может быть интересно

Комментариев: 9

  • Irina 10 ноября 2016 | 07:14

    Эмоции и чувства сложно различить. Но я для себя запомнила институтское определение, что эмоции — внешние проявления чувств, и как-то легче стало разбираться в этом сложном вопросе.

    Ответить
  • Irina 10 ноября 2016 | 07:17

    И ещё: есть такое древнее мудрое выражение: все чувства идут от Бога, а за каждой эмоцией скрывается чёрт.

    Поэтому эмоции мы можем изменять, скрывать, а чуства от себя не скроешь. Можно любить человека, но, при этом, проявлять жуткий гнев в его отношении (если заслужил))) ).

    Ответить
    • Василий 12 ноября 2016 | 21:13

      Мама любит своего ребёнка, но наказывает его за непослушание, если я верно понимаю странную пословицу.

      Ответить
      • Татьяна 13 ноября 2016 | 15:05

        Это Вы о какой пословице? Люби, как душу, тряси, как грушу? Но наказывать можно по-разному. И словом можно наказать, не только ремнем. А дурные поступки необходимо в любом случае пресекать.

        Ответить
  • Татьяна 10 ноября 2016 | 21:15

    А ведь часто бывает и так, что родители сами учат детей подавлять эмоции. Некоторые считают, что у детей дошкольного возраста нет причины для переживаний, и не хотят слушать рассказы о проблемах.

    Ответить
    • Irina 11 ноября 2016 | 14:23

      Неужели же родители так быстро забыли себя в детстве? И у них не было никаких переживаний?

      Ответить
      • Татьяна 11 ноября 2016 | 23:34

        Сейчас модно умственно развивать детей. Родители возят своих чад по кружкам и считают, что миссию свою они выполнили. Поговорить-то и времени не остается.

        Ответить
    • Василий 12 ноября 2016 | 21:21

      Не представляю как можно не интересоваться переживаниями и эмоциями ребёнка. Хотя бы спросить наелся ли ребёнок в садике, чем кормили, чем занимался.

      Ответить
      • Татьяна 13 ноября 2016 | 15:09

        Это интерес к событиям, а не к эмоциям. Именно об этом и спрашивают чаще всего родители.

        Ответить

Оставить комментарий

  • :mrgreen:
  • :neutral:
  • :twisted:
  • :arrow:
  • :shock:
  • :smile:
  • :???:
  • :cool:
  • :evil:
  • :grin:
  • :idea:
  • :oops:
  • :razz:
  • :roll:
  • :wink:
  • :cry:
  • :eek:
  • :lol:
  • :mad:
  • :sad:
  • :!:
  • :?:
Топ комментаторов
  • Irina14
  • Екатер10
  • Нина7
  • Lora7
  • Людмил6
  • Анжели5
Любимый магазин с книгами
Лабиринт
Гипермаркет света «Svetex»
svetex
Получите бесплатно справочник
Вконтакте
Друзья сайта



Хочу Всё Знать. Полезные Советы




группа Ароматы счастья