09 04.2017

Методика раннего развития Марии Монтессори

Лого
Автор:
Тема:
Блог Екатерины
Богдановой

Здравствуйте, мои уважаемые родители. Вы уже решили, стоит ли прибегать к услугам школ для деток до 3х лет? Если вы находитесь на распутье – этот материал для вас! «Чем больше вложишь в ребенка до 3х лет, тем успешнее он будет» – говорят одни. «Не стоит опережать события и лишать деток младенческих лет» – парируют им другие.

Все чаще среди размышлений родителей о воспитании малышей всплывает имя Мария Монтессори методика раннего развития которой уже сотню лет вызывает двоякие отзывы. Одни утверждают, что это замечательная система, позволяющая гармонично воспитать детей, а другие твердят, что данный стиль образования не подходит к нашей ментальности и идет в резонанс с общепринятой стилистикой обучения в дальнейшем. Что из этого правда, а что вымысел, стоит или нет тратить средства на такое раннее развитие крохи, насколько оправданы вложения – постараемся разобраться.

Читайте также: Методики раннего развития детей

Принципы системы Марии Монтессори

Мария Монтессори настаивала на том, что достичь гармоничного развития личности можно, только придерживаясь комплекса педагогических и психологических принципов, среди которых:

  • Принцип свободы выбора. Этот принцип уже давно лидирует на Западе. Педагоги готовы оказать помощь ребенку в реализации той или иной задумки, но не навязывают деятельность, а предлагают выбрать самим. Если соблюдать этот принцип ребенок обучается отвечать за свой выбор, определяется в сфере интересов, развивает инициативу.
  • Четкий подбор окружающей среды. Мария Монтессори тщательно разрабатывала перечень дидактических материалов, только имея в арсенале полный набор и владея техникой демонстрации (использования) педагог добьется желаемого результата.
  • Обязательный контроль результатов. Дети, при применении материалов Монтессори, сами могут контролировать правильность действий, развивая таким образом способность к самоанализу и не купируя желание заниматься любимым делом (очень часто неадекватная оценка взрослого способна отбить желание делать что-либо, каждый из нас когда-то испытывал что-то подобное, неправда ли).
  • Наличие специальной педагогической подготовки воспитателя. Только если педагог действительно профи, имеет определенные личностные качества (терпимость, восприятие ребенка, как личности, как равного, четкость и последовательность, логичность действий и т.д.) будут достигнуты запрограммированные результаты.
  • Четкое выполнение правил. Их немного, но эти правила позволяют тренировать дисциплинированность, приучать к порядку, ответственности, организовывать.
  • Разновозрастность группы. Дети в таких условиях могут помогать друг другу, учить друг друга, развивать взаимопомощь, эмпатию (сочувствие), это дает ощущение собственной значимости.
  • Самостоятельность, активность обучаемых. Поскольку взрослый только наблюдает и организовывает пространство, обучение происходит силами деток. Если ребенок пассивен, он учиться проявлять себя, тянется за другими, развивает познавательную активность. В таких условиях воспитывается любовь к обучению из-за интереса, а не из-под палки.
  • Отсутствие «лишней» помощи. Многие взрослые считают, что дети самостоятельно сделать что-то просто не в силах – мы склонны занижать детские возможности. Педагогика Монтессори заключается в том, чтобы дать ребенку возможность пробовать и делать. Только если ребенок просит помощи, искренне в ней нуждаясь, взрослый вмешивается в процесс.
  • Избежание критических оценок. Этот принцип позволяет воспитывать независимость от мнения посторонних, формировать уверенность в себе, учить объективно оценивать свои действия. Взрослый может только натолкнуть на правильный вывод или косвенно подвести к разрешению ситуации.
  • Ориентация только на свои успехи. Соревнование далеко не всегда на пользу, ведь у каждого своя зона ближайшего развития, способности, задатки. Выводы о результативности стоит делать лишь на основании предыдущего уровня ребенка и целей, поставленных конкретно для него.

montessori-principu

Только в таком сочетании система Монтессори может оказать желаемый эффект. При отсутствии хотя бы одного звена вся цепочка рассыпается и результат «опыта» непредсказуем.

Читайте также: Раннее развитие ребенка

Плюсы и минусы

Подведем итоги, из того, что мы озвучили видно, что плюсов в этой системе не намного больше, чем минусов.

Итак, положительные стороны заключаются в:

  • Индивидуальном подходе (темпе, направленности занятий, выборе вида деятельности);
  • Отсутствии давления на личность (критики, замечаний, навязывании авторитета);
  • Активизации талантов, задатков, способностей;
  • Формировании самостоятельности и дисциплинированности.

Среди минусов стоит отметить:

  • Сложность с созданием среды. Если с дидактическими материалами, психологическими принципами и основными задействованными мотивами все более-менее понятно, то с педагогами, реально владеющими всеми качествами и навыками – вопрос открыт. Ни наличие сертификатов или свидетельств, ни ваше впечатление не могут отразить действительность – насколько он был «в теме» вы поймете только по прошествии времени (иногда даже нескольких лет). Выбирая учебное заведение, обязательно соберите максимум информации о квалификации персонала, прислушайтесь к отзывам учеников и их родителей, подкрепите свое решение перечнем достижений бывших (или настоящих) воспитанников.
  • Минимализация игровых моментов (развитие через деятельность, а не через игры), отсутствие подвижных, сюжетно-ролевых игр, главенствование практичности над удовольствием.
  • Сложность перехода от системы Монтессори к классической педагогике, которая царит в садах и школах. Для ребенка Монтессори взрослый – не авторитет, а наблюдатель, такие дети резко реагируют на критику, замыкаются в себе, не приемлют иерархию.
  • Недостаточность развития креативности, фантазии, искажение социально-моральных устоев (из-за условий откровенного детоцентризма).
  • Неготовность работать для достижения результатов, а не для получения удовольствия.
  • Своеобразное понимание дисциплины (в мире гораздо больше правил, чем в системе Монтессори).

Мария Монтессори методика раннего развития

Как добиться идеального результата? Любить своего  ребенка, ориентироваться на его особенности, дополнять недостатки обучения домашними занятиями (чтением книг, играми, забавами), беседами, опытами, наблюдениями и тогда из вашего карапуза точно вырастит замечательный и всесторонне развитый человек!

Читайте также: Книги Марии Монтессори — методики раннего развитие детей

Искренне желаю вам успеха и жду скорых встреч! Пишите, рекомендуйте друзьям, делитесь опытом – для нас важно мнение каждого! Всем пока, пока. До новых встреч на страницах сайта «Семья и детство».

С Уважением, Екатерина Богданова

Этой статьей стоит поделиться
Этот блог читают уже 150 человек. Читай и ты

Вам также может быть интересно

Комментариев: 6

  • Людмила Власова 10 апреля 2017 | 21:35

    А мне очень нравится система Монтессори, даже дома можно организовать много интересно-полезных игр по ее методике.

    Ответить
  • Татьяна 10 апреля 2017 | 22:34

    У каждой методики есть свои плюсы и минусы. Вряд ли можно скопировать всю методику полностью, но вот элементы можно взять на вооружение.

    Ответить
  • Irina 11 апреля 2017 | 12:44

    Мария Монтессори — великий педагог, не зря её система используется в 80-ти странах мира. Но нельзя считать, что основные принципы системы Монтессори не используют в нашей стране.

    Важнейший принцип «Помоги мне это сделать самому» у нас произносят по другому: «Дай ребёнку удочку, а не рыбу».

    Ответить
    • Василий 15 апреля 2017 | 13:18

      Почему бы не взять хорошие принципы из любой медотики. Они универсальны и подходят к любому образованию. Так и случилось с методикой Монтессори.

      Ответить
      • Irina 18 апреля 2017 | 22:56

        В идеале так должно и быть: всё лучшее нужно отбирать из методик и использовать в работе. Но может случиться и опасность эклектики — смешивание отрывочных, не связанных ни с чем элементов знаний.

        Ответить
  • Василий 12 апреля 2017 | 21:16

    Принцип свободы выбора я бы взял из комплекса педагогических и психологических принципов Монтессори.

    Ответить

Оставить комментарий

  • :mrgreen:
  • :neutral:
  • :twisted:
  • :arrow:
  • :shock:
  • :smile:
  • :???:
  • :cool:
  • :evil:
  • :grin:
  • :idea:
  • :oops:
  • :razz:
  • :roll:
  • :wink:
  • :cry:
  • :eek:
  • :lol:
  • :mad:
  • :sad:
  • :!:
  • :?:
Топ комментаторов
  • Viktor1
Любимый магазин с книгами
Лабиринт
Вконтакте
Друзья сайта



Хочу Всё Знать. Полезные Советы




группа Ароматы счастья