18 09.2016

Показатели и критерии оценки нервно-психического развития детей

Лого
Автор:
Тема:
Блог Екатерины
Богдановой

Здравствуйте, друзья и читатели гости сайта «Семья и детство»! Сегодня хочеться рассмотреть такую тему, как нервно психическое развитие детей. Любая мама переживает за свое чадо, все ли в порядке с его развитием,  а особенно когда малыши еще в младенческом возрасте. 

Ведь именно в младенчестве закладывается набор физических, психических и когнитивных способностей. Как это оценить?   Стоит учитывать и общие закономерности, и индивидуальные особенности.

Ученый Локк выдвинул теорию, по которой младенец считается «чистой доской», поэтому все зависит от воспитания и окружения. Психика может быть нарушена, например, при жестоком обращении, но она поддается восстановлению, если устранить причину отклонений.

Оценка умственного и психического раннего развития детей.

Оценка умственного и психического раннего развития детей происходит по определенным критериям:

  • как выражены рефлексы;
  • формирование навыков.

Диагностику проводят специалисты, но можно отслеживать этапы развития ребенка и самим, чтобы вовремя выявить возможные нарушения.

Эти показатели можно наглядно представить в виде таблицы:

Рефлексы

Навыки

        Новорожденный

Спинальный, сосательный, поисковый, ротовой.

Малыш осваивает подготовку к кормлению, поворачивает головку, если кто-то подходит к его кроватке, фиксирует внимание на окружающих.

3 месяца

Хватательный, Ландау (ребенок держит голову, опираясь на ручки).

Кроха начинает активно общаться с близкими, улыбается им, разговаривает на своем языке (гулит). Его интересуют окружающие предметы, которые хочется непременно потрогать и схватить.

6 месяцев

Малыш умеет поворачиваться с одного бока на другой, поднимать ножки.

Увеличиваются эмоциональность, подвижность. Ребенок бодрствует более продолжительное время.

1 год

Малыш уверенно ползает, встает на ножки. Он различает голоса мамы и папы, узнает близких, требует их внимания, радуется общению. Развивается пассивный словарь, ребенок начинает понимать речь.

 

В раннем детстве (до трехлетнего возраста) ребенок начинает осознавать себя, как личность. Он гордо говорит: «Я пошел», вместо «Миша пошел». Продолжается увлекательный процесс познания окружающего.

У детей к шести годам окончательно миелинизирутся волокна головного мозга. Ребенок дошкольного возраста к началу обучения овладевает основными жизненно важными навыками и может в случае необходимости действовать самостоятельно, обеспечивая свою жизнедеятельность.

Чтобы воспитать психически здоровую личность, важно обращать внимание на несколько важных аспектов:

  • Нужно учить детей оценивать слова и поступки окружающих. Безоговорочное доверие не всегда является правильной стратегией поведения. Как говорится, доверяй, но проверяй.
  • Стоит исключить любые экстремальные ситуации, которые негативно влияют на эмоционально-психическое состояние ребенка. Малышу необходима спокойная, комфортная обстановка и любовь родителей.
  • Чтобы ребенок лучше усваивал правила поведения, не стоит скупиться на похвалу. Поощрение хороших поступков куда эффективнее, чем наказание за провинность. Хорошее слово каждому приятно, у малыша появляется стимул поступать правильно.

По каким критериям оценивается нервно-психическое развитие

Каждый ребенок индивидуален, с этим не поспоришь. Но развиваются все по-разному, своими темпами. Одни навыки приобретаются позже, другие – раньше возрастных норм. Учитывается возраст, психологические особенности, пол малыша. Учитывая эти показатели, устанавливаются нормы становления нервно-психической сферы.

При отклонениях в развитии психики ребенку необходима квалифицированная помощь психотерапевта. Особенно это актуально рисиндроме жестокого обращения, врожденных аномалиях и нарушениях, неврозах, психических травмах, стрессах.

К сожалению, иногда нервно-психическое развитие идет не по тому пути, как ему положено в норме.

Среди нарушений можно отметить:

  • олигофрению (умственную отсталость);
  • задержку развития (ЗПР);
  • отклонения при нарушениях слуха, зрения, соматических заболеваниях;
  • проявления раннего детского аутизма;
  • дисгармоническое развитие личности.

Как предотвратить личностную деградацию

При контроле за развитием ребенка можно и нужно замечать отклонения в развитии психики. Если кажется, что что-то идет не так, как положено, необходима консультация специалистов. На ребенка будет заведена диагностическая карта, чтобы отслеживать положительную и отрицательную динамику. Если выявлены отклонения, не стоит отказываться от немедленной психологической помощи, чем раньше, тем лучше.

 

Вывод

Именно от родителей напрямую зависит, как сложится судьба ребенка, каким будет его жизненный путь. Если нет органических поражений головного мозга, особенности нервно-психического развития не должны расходиться с возрастными нормами.

Если ребенок отстает от сверстников, то может не успеть овладеть определенными навыками, ведь всему свой час, не стоит его упускать и отклоняться от временных рамок. Опережение тоже не всегда идет на пользу.

Некоторые так зациклены на воспитании «маленького гения», что перегружают малыша лавинами информации, а это губительно действует на психику, ребенок может просто-напросто «выгореть». Следует избегать как «эмоциональных встрясок», так и слишком сильных умственных нагрузок.

Для гармоничного нервно-психического развития нужно правильно подбирать методы и темпы, не забывая о возрастных и индивидуальных особенностях. Это очень важно, ведь в детстве закладывается личность, а ее эмоционально-психическое здоровье значительно повышает качество жизни.

На сегодня все. Надеюсь данная статья Вам понравилась. Не забудьте поделиться статьей с друзьями в социальных сетях, а также подписывайтесь на обновление блога. Все пока, пока, до новых встреч.

Похожие темы:

С Уважением Екатерина Богданова.

Этой статьей стоит поделиться
Этот блог читают уже 150 человек. Читай и ты

Вам также может быть интересно

Комментариев: 4

  • Irina 20 сентября 2016 | 11:45

    Для гармоничного нервно-психического развития нужно правильно подбирать методы и темпы, не забывая о возрастных и индивидуальных особенностях. — вот это главное. А то родители иногда переусердствуют с развитием детей.

    Ответить
  • Василий 29 сентября 2016 | 20:38

    После чтения статьи задумался над процентом детей в стране с отклонениями в развитии психики.

    Ответить
    • Татьяна 10 ноября 2016 | 22:51

      Я думаю, что это процентов 10. ЗПР ставят очень многим в начальных классах.

      Ответить
  • Татьяна 10 ноября 2016 | 22:57

    Некоторые дети не выдерживают школьной нагрузки, и у них начинаются психические расстройства.Не надо требовать от ребенка большего, чем он может. Не все могут быть математиками или физиками. Главное ведь в жизни другое.

    Ответить

Оставить комментарий

  • :mrgreen:
  • :neutral:
  • :twisted:
  • :arrow:
  • :shock:
  • :smile:
  • :???:
  • :cool:
  • :evil:
  • :grin:
  • :idea:
  • :oops:
  • :razz:
  • :roll:
  • :wink:
  • :cry:
  • :eek:
  • :lol:
  • :mad:
  • :sad:
  • :!:
  • :?:
Топ комментаторов
  • Viktor1
Любимый магазин с книгами
Лабиринт
Вконтакте
Друзья сайта



Хочу Всё Знать. Полезные Советы




группа Ароматы счастья