У всех свои причины сесть за руль. Кого-то ужасно утомил общественный транспорт, другой желает подчеркнуть статусность. Многие на самом деле получают наслаждение просто от процесса вождения, когда уходят негативные эмоции, растворяешься в дороге и отдыхаешь. Есть и истинные «сумасшедшие». Для них автомобиль – олицетворение собственного я, часть организма, дом и друг (нужное подчеркнуть).
Исходя из этого стоит обдумать и подход к получению водительских прав и права на вождение, ведь это разные вещи. Рынок предоставления данных услуг сейчас таков, что, пускаясь в свободное плавание, приготовьтесь набить шишки.
Варианты:
1. Купить права (думаю, рассматривать прейскурант и возможность доставки на дом нет необходимости).
2. Автошкола с полным курсом обучения, с выдачей свидетельства об окончании (после сдачи внутреннего экзамена) и организованной сдачей экзаменов в ГАИ.
3. Сдача экзаменов экстерном.
4. Индивидуальная подготовка с инструктором, т.е. частные занятия.
Советовать однозначно что-либо из этого списка сложно, каждый способ имеет свои плюсы и минусы, так что просто попробуем разобраться.
Сдача экзаменов в ГИБДД экстерном
Говорят:
Автошколы громко и с достоинством в последнее время заявляют о том, что сдача на права экстерном, т.е. после самоподготовки (даже если Вы с пяти лет водите машину у папы на коленях) незаконно. Мол, имело место такое безобразие, но сейчас, будучи в ужасе от существующего положения дел, доблестные инспекторы запретили беспредел, и теперь в ГИБДД Вас примут только после окончания автошколы.
В действительности:
«ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 1999 г. N 1396
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ВЫДАЧИ ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.09.2000 N 670, от 21.11.2001 N 808)
10. К сдаче экзаменов допускаются лица:
Подготовка водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий «А» и «В» может также осуществляться в индивидуальном порядке путем прохождения подготовки в объеме соответствующих программ у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующую лицензию, или самостоятельно».
Список необходимых документов:
Для граждан РФ, имеющих постоянную регистрацию (прописку) в г. Москва:
— паспорт (не просроченный);
— одна фотография;
— справка о прохождении медкомиссии (обязательно иметь ксерокопию справки).
Бланки (заявления для сдачи экзамена после самоподготовки, водительской карточки и экзаменационного листа), квитанции для оплаты (за допуск к экзаменам, госпошлину и за изготовление водительского удостоверения) выдают в ГИБДД.
Что изменилось:
Экстерном сдать экзамены на получение прав москвичи теперь могут только в двух регистрационных подразделениях столичной ГИБДД.
Жители Центрального, Северного, Северо-Восточного, Восточного, Северо-Западного административных округов, а также Зеленограда должны обратиться в МРЭО, расположенное в доме 20 на Лобненской улице. Граждане, зарегистрированные в Юго-Восточном, Южном, Юго-Западном и Западном административных округах, – по адресу: Варшавское шоссе, дом 170 Д.
В ГИБДД подчеркнули, что во всех остальных регистрационных подразделениях принимать экзамены у москвичей, подготовившихся самостоятельно, не будут. Так что в какой-то мере слухи оправданны.
Минусы: Справедливо и то, что бывают ситуации недобросовестного принятия экзамена после самоподготовки (например, негласная установка не принимать у «самоучки» ранее, чем с четвертого раза). Но от этого Вы не застрахованы и после автошколы. Причина же в том, что автошколы обычно имеют договоренности с инспекторами ГАИ, и терять свои деньги на «экстернатах» не хочется ни тем, ни другим.
Плюсы: экономия времени и независимость.
Тем не менее, такой вариант возможен. Тогда обучение будет проходить либо 1) с другом, 2) либо с частным инструктором (об этой личности подробнее ниже), 3) либо Вы формально зачисляетесь в автошколу, но не учитесь там, а покупаете свидетельство об окончании и получаете открепительный лист на сдачу не с группой, а экстерном.
Автошкола
Большинство стремится закончить автошколу. Наверное, это оптимальное решение. Но выбор автошколы – очень непростая задача. Единственный способ обезопасить себя заранее (а не после того, как Вы потратите месяц жизни и нервов, а также инвестируете часть бюджета на обеспечение финансового довольства директора) – поузнавать у знакомых-друзей, а также почитать форумы и рейтинги. Правда, так Вы скорее выясните, куда НЕ НАДО идти. Это тоже результат! Ну а кроме шуток, определится некий круг попавших в зону доверия заведений. Наилучшей репутацией пользуются автошколы, организованные на базе бывших школ ДОСААФ. Сейчас многие из них входят в ААШ (Ассоциация автомобильных школ). Совсем не советую идти в так называемую Центральную автошколу и автошколу на улице Маленковская.
Едем дальше. Если близость к дому не имеет приоритета в принятии решения, то не пожалейте времени, посетите все приглянувшиеся заведения. Потому что первые тревожные звоночки можно постараться вычислить и при поверхностном знакомстве. По телефону Вам распишут идеальные условия, и, забыв обо всем, Вы можете закрыть глаза на некие «мелочи».
Первым делом, конечно, нужно полюбопытствовать взглянуть на лицензию. Обратите внимание также – срок обучения должен составлять не меньше двух месяцев. Узнайте, какие документы Вы получите по окончании. Правда, обычно все документы собирает директор и везет их в ГАИ, чтобы организовать сдачу экзамена в определенный день всей группы. Это должны быть cвидетельство об окончании автошколы, водительская карточка – документ с Вашей фотографией и паспортными данными, справка о прохождении медицинского осмотра.
Обучение включает в себя занятия по теории (Правила Дорожного Движения и Безопасность Дорожного Движения, соответственно, ПДД и БДД). Далее, будут занятия на площадке – всякие упражнения, которые придется сдавать и в ГИБДД перед тем, как Вас выпустят в город. Город – третий этап обучения.
Обязательно устройте себе экскурсию по классам, где проходят занятия по теории. Отсутствие учебных пособий, плакатов — не есть хорошо. Вряд ли Вам понравится, если занятия будут проходить в подвале или другом малоприспособленном помещении. Некоторые автошколы оснащены компьютерами и автотренажерами, но это необязательно и их отсутствие не является показателем низкого уровня.
Уточните, сколько человек будет в группе. Конечно, убедиться самостоятельно Вы сможете только после начала занятий, но если еще на предварительном этапе Вам невозмутимо сообщат, что с Вами будут заниматься более 20 человек – задумайтесь. Это предполагает, что, скорее всего, Вам придется долго ждать своей очереди водить и делить время инструкторов с «коллегами по парте». По этой же причине уточните, сколько инструкторов работает в Вашей автошколе. Прекрасно, если Вам удастся познакомиться с этими господами. Профессионализм проанализировать не успеете, а вот человеческие их качества – вполне.
Будет просто замечательно, если Вам удастся взглянуть на площадку и автопарк. А то площадка может оказаться на другом конце города.
Автомобили должны быть оборудованы вторым зеркалом для обучающего вождению, педалями двойного управления, иметь значок «Учебный» (о, эта буковка У!). Стоит узнать, чьи машины у автошколы. Если машины принадлежат автошколе, то они могут быть на плохом ходу. Если инструктору – то он, скорее всего, будет больше беречь машину, чем желать Вас чему-то научить.
В автошколе для практических занятий обычно предлагают утренние часы (ссылаясь на рекомендацию ГАИ), а это сложно совмещать с работой. Есть, правда, и те, что обещают Вам любое время, хотя бы и после работы, а также выходные. На деле, вряд ли будет так. Скорее всего, инструктор будет жаловаться на утомление и то, что за день машинка устала, поэтому сами разбирайтесь со своим графиком. А в выходные он, простите, отдыхает. Или работает, но надо будет доплатить за этот подвиг. Кстати, о деньгах…
Цена вопроса
Разброс цен (первоначальный!) может быть достаточно большим. Но в действительности все сведется к сумме в 7-9 тысяч рублей за теорию и 20 часов вождения (20 часов – минимум, что требует ГАИ. 32 часа они полагают оптимально). Так что не радуйтесь, если с Вас запросят 3000 рублей. В этом случае отдельно будете доплачивать за бензин. Или еще какие дополнительные статьи расходов придумают, например, за сдачу внутреннего экзамена…
Все в порядке, просто сразу уточните. Все равно получите сумму, как везде. А вот что не очень хорошо – это развод на дополнительные часы. В недобросовестной автошколе именно Вы почему-то окажетесь таким «чайником», что без лишних 10 занятий Вам не обойтись. И лучше сразу узнать, сколько будут стоить эти «бонусы». В любом случае придется также оплачивать прохождение медицинской комиссии (400-500 рублей). И приготовьте 300-500 рублей на покупку учебной литературы.
Вам может повезти с инструктором – это вполне реально! А может и не очень… Вы оплатили 20 часов вождения? Учтите, что на первом Вы и еще пара Ваших «однокашников» будете изучать машину (типа, это карбюратор, понятно?), а последнее отведено на сдачу внутреннего экзамена.
Занятие вместо положенных 1,5 часов может длиться много меньше… Ведь инструктору нужно расставить палочки для упражнений (болтая с коллегами и периодически отвечая на звонки мобильного), потом надо подумать, куда Вас «воткнуть» в следующий раз (он и это окно в расписании с диким трудом нашел). Так, закончим сегодня пораньше, потому что машина перегрелась, да и он сам очень устал, ведь такое напряжение Вас учить! Покатались 30 минут? Скажите спасибо за такую щедрость. Хотя Вам и так уже стыдно, что Вы столько времени отняли у человека.
Такого инструктора можно, конечно, попробовать сменить, но эту наглость Вам могут припомнить на внутреннем экзамене (например, придерживать сцепление – вряд ли у Вас получится продемонстрировать в таких условиях водительское мастерство). Правда, Вы можете проспонсировать инструктора и сдать внутренний экзамен без проблем! Можно просто заплатить… Или брать у него же частные занятия (желая этого всей душой, он и не будет выкладываться на благо автошколы и ее репутации) по 500-800 рублей за штуку…
Скоро Вам предложат побеспокоиться о сдаче экзамена в великой и ужасной ГИБДД!!! Вот ужас! Настойчиво убедят, что лучше не рисковать, потому что без денег сдать там экзамен нереально. Еще бы! Обычно инспектор и инструктор имеют налаженные дружеско-финансовые отношения – все ради Вас.
Чтобы не делать картину уж совсем мрачной, скажу, что достойные инструкторы – не сказка, они на самом деле существуют. Но шансов попасть к «нехорошему» все же больше. Их сложно упрекнуть – учеников много, зарплата невелика, хочется побольше частных уроков, к чему он и будет подводить ваше общение. Кстати, о частных занятиях…
Индивидуальные занятия с инструктором
Схема здесь такая. Вы занимаетесь с профессиональным инструктором. Теорию обычно учите сами, что в принципе вполне возможно в домашних условиях при наличии билетов и ответов, а также самих правил дорожного движения. 20 вопросов, меньше двух ошибок – и Вы сдали. Завалить невозможно, все зависит только от Ваших знаний и спокойствия.
Что касается практики. Обычно к инструкторам идут после неудачи в автошколе или дабы усовершенствовать навыки вождения (в частности, в московских условиях, которые полностью отвечают знаменитой поговорке: есть правила, а есть обстановка). Варианты – человек с купленными правами и адекватным чувством ответственности хочет все же научиться ездить. Или сразу приходит к инструктору, игнорируя автошколу.
Минусы: подобрать инструктора не проще, чем автошколу. Необходимо проверить наличие лицензии, потому что шарлатанов здесь также немало. И придя в ГАИ на экзамен, можно очень удивиться.
Стоимость обучения не всем окажется по карману: 500-800 рублей за занятие.
Теория в большинстве автошкол преподается вполне качественно, а здесь Вам наверняка придется обойтись собственной усидчивостью.
Плюсы: отношение к Вам будет трепетное и радостное. Чтобы не повторяться, лишь напомню распространенную нерадивость «школьных» инструкторов. Вы же платите деньги!
Никаких сложностей с расписанием – занимаетесь, когда и сколько угодно. Обычно и с дислокацией не возникает проблем. Многие инструкторы приезжают к Вам домой, а также по желанию отрабатывают не просто город, а нужные Вам маршруты.
Несколько советов для автоледи
Не рекомендуется начинать учиться водить автомобиль беременным женщинам. Стресс и эмоциональное напряжение не слишком полезны для будущего ребенка.
Сразу после рождения ребенка усиливается инстинкт самосохранения, спровоцированный материнской любовью, поэтому преодолеть психологический барьер боязни автомобиля будет сложнее. Лучше отложить.
На уроках вождения лучше соберите волосы в хвост или пучок. Тогда они не будут Вам мешать и перекрывать обзор.
Длинные юбки будут путаться в ногах. Узкие – стеснять движения. Оптимальный вариант – брюки.
Даже если впоследствии Вы собираетесь водить в обуви на каблуке, при обучении отдайте предпочтение мокасинам или кроссовкам. Даже опытные амазонки часто держат сменную обувь в машине, так как каблук приводит к неверному нажатию педалей.
На сегодняшний день
За 2006 год права получили около 2 млн. человек, а количество автошкол насчитывает более 7,8 тысяч. Но ни для кого не секрет, что существует система покупки прав и взяток во время сдачи экзаменов.
Поэтому ГИБДД предлагает реформировать систему обучения вождению и, соответственно, процедуру сдачи на права, а если точнее, взять весь процесс под свой контроль. Одно из предложений ГАИ – снимать на камеру практический экзамен (площадка и город), что, скорее всего, придется оплачивать из своего кармана. ГИБДД настаивает, что срок подготовки к сдаче экзамена необходимо увеличить до полугода, что тоже, бесспорно, отразится на его стоимости. Так что реформы приведут, судя по всему, к монополизации в руках ГАИ такого выгодного бизнеса, как обучение вождению. Вместо существующих сейчас пяти упражнений ГАИ планирует ввести четырнадцать.
Усложнить планируется и сам экзамен. За каждый промах при ответе на 20 вопросов (не больше 2 ошибок) необходимо будет ответить еще на 2-3 дополнительных вопроса.
Итог
И в качестве итога. Несмотря на все сложности, обязательно стоит научиться управлять автомобилем. Это потрясающее удовольствие! А если есть желание, то у Вас все получится! Просто в эйфории не забудьте проследить за нашими советами. Тогда хорошее обучение и право на все дороги мира будет у Вас в кармане!
Источник
Источник: