18 02.2017

Мифы и легенды о раннем обучении чтению

Лого
Автор:
Тема:
Блог Екатерины
Богдановой

Здравствуйте, уважаемые мои читатели! Сегодня я рискну затронуть важную и очень насущную тему — раннее обучение чтению, ведь сейчас у родителей, которые стремятся вырастить из своих чад гениев, возникает вопрос – как продуктивно и пораньше научить кроху читать и писать, чтобы потом, в школьные годы, «обогнать» ровесников, выделить своего ребенка из «толпы», сделать максимальный вклад в его будущее.  Многие ученые спорят о том, насколько необходимо такое обучение и какие плоды оно даст в дальнейшем. Обсудим?

Мифы и легенды о раннем обучении чтению

Ранее обучение или развитие детей в настоящее время – бум, и каждый родитель стремиться отдать свое чадо чуть ли не с рождения на какие-то курсы или в «школу». Этот парадокс пришел к нам с западными веяньями моды, где, к слову сказать, уже давно отказались от таких радикальных мер.

Исследования зарубежных педагогов и психологов однозначно свидетельствуют о том, что «топорные» методы не только не приводят к желаемым результатам, но и усложняют процесс дальнейшего развития ребенка. Если вы хотите самостоятельно внедрять новаторства (которым по большому счету уже несколько десятков лет) следует не только хорошенько подготовиться, но и взвесить все «за» и «против».

Читайте также: Как научить детей читать — подготовка к школе

Во-первых, вы рискуете у ребенка отбить охоту учиться, поскольку насильно, как говориться, мил не будешь, во-вторых, вы можете подорвать физическое и психическое здоровье крохи. Но, прежде чем разглагольствовать о методиках и их действенности, хотелось бы сначала обсудить подоплеку мифов, бытующих о раннем обучении, их реальность и «подводные камни».

4 распространенных легенды

Чтение в 2 года

Конечно же, родители, которые исследовали данный вопрос, читали теорию Глена Домана о не просто раннем, а фактически постнатальном развитии речи. Этот педагог был уверен, что чем раньше вы начнете работу над активной речью, тем лучше будет результат. Его методика заключалась в соединении слов, которые начинает воспринимать, различать и идентифицировать ребенок, начиная от рождения с запоминанием их написания.

Читайте также: Виды методик раннего развития детей и их преимущества

Не стоит скрывать, некоторые малыши достаточно активно интересовались его карточками, но в последствии беглого чтения в более старшем возрасте родители и учителя не добились – они учились так же, как и их сверстники и в большинстве своем ни в чем их не превосходили.

Малыш все может сам

Без надлежащего окружения и занятий малыш не сможет сам овладеть  навыками не то что разговорной речи, но и вообще социализации. Вы или профессиональный педагог должны построить ваше знакомство с алфавитом, фонемами и графемами грамотно — занятие должно быть проведено посредством игровой деятельности и максимально соответствовать возрастным возможностям ребенка.

Еще не один гений не научился чему-то без определенной базы, и ваш малыш – не исключение. Активно используйте дидактические игры речевой направленности, добивайтесь чистого произношения звуков и букв, тренируйте речевое дыхание, развивайте интерес к буквам, звукам и только тогда, когда кроха будет подготовлен, вы сможете реализовать свою мечту – научить его читать.

Чистое произношение – не главное

К сожалению, очень многие родители не связывают правильное произношение и чтение. Это большая ошибка, ведь роль речи в этом вопросе – основная, малыш никогда не сможет связать изображение буквы (звука) с произношением, если он не сможет его правильно выговорить.

Приведу пример: вы показываете ребенку картинку, на которой изображен сыр, он говорит «шыр» или еще хуже «шыл», вы хвалите, ведь он правильно назвал изображение, потом вы демонстрируете ему буквы, соответствующие данному слову «С-Ы-Р», возникает путаница, кроха не понимает разницы, впоследствии чего дальнейшая «наука» идет крахом.

Исправлять ребенка, у которого еще не сформировано звукоизвлечение – напрасное дело, ведь все приходит с возрастом, некоторые звуки малыши могут выговаривать в 3, а некоторые появятся только в 4-5 лет и то при благоприятном стечении обстоятельств.

Что делать? Развивать правильное произношение, это достаточно удобно и увлекательно осуществить посредством русского фольклора, ведь скороговорки, потешки, песенки замечательно влияют на активную речь, с их помощью легко достигается чистота звука. Если вам не помогают такие упражнения, воспользуйтесь доступными логопедическими приемами.

Метод целых слов – самый быстрый путь к чтению

Не скроем, этот метод достаточно результативен в старшем дошкольном возрасте, но в момент, когда вашему ребенку еще не исполнилось 4-5 лет такой метод не более, чем самоудовлетворение. Для того, чтобы научиться читать по этому методу малыш должен научиться обобщать слова, делать определенные логические выводы, анализировать, систематизировать и констатировать.

Смотрите также: Развивалка на дому. Обеспечиваем гармоничное развитие малыша самостоятельно

Эти навыки приходят только в средне-старшем дошкольном возрасте, поэтому использование данной методики ранее – пустая трата времени. Можно объяснить наглядно: вы пытаетесь связать название с предметом, клеите печатные изображения слов, означающие тот или иной предмет, но для малыша в 3 года ассоциацией со словом будет только конкретный объект, на котором было вывешено графическое изображение, то есть «стол» в кухне и стол у соседей – не одно и то же.

Делаем выводы

Во-первых, вы должны понимать, что опережать события не стоит, вы должны удостовериться, что ребенок готов к восприятию новой науки как психологически, так и физически.

Во-вторых, заручитесь поддержкой опытного педагога. Даже если вы отлично ладите со своим ребенком и на все сто уверенны в его готовности, это не значит, что вы готовы дать ему все необходимое для правильного развития.

В-третьих, никогда не насилуйте ребенка, он должен сам ХОТЕТЬ обучиться чтению (или любому другому навыку), вы только можете поспособствовать развитию этого желания.

В-четвертых, сами никогда не путайте буквы и звуки. На первом этапе обучения «верный» алфавит только вредит, ведь связать «Эн» и «А» не то же самое, что «Н» и «А». Когда ваш ребенок уже будет способен отличать название буквы от звука, ему все объяснят.

 В-пятых, не спешите, ученые доказали, что благоприятный период развития речи начинается в 4-5 лет, поэтому до этого возраста вам стоит только тренировать базу для дальнейшего обучения читая сказки, разучивая стихи, поправляя неправильное произношение, активизируя интерес к обучению.

Читайте также: Как привить ребёнку любовь к чтению?

Средства и приемы дошкольного воспитания не всегда отвечают запросам родителей, однако наша система образования считалась и считается самой гармоничной и результативной во всем мире. Может не стоит «изобретать велосипед»? На этом у меня пока все! Жду с нетерпением ваших отзывов и комментариев, надеюсь, наша встреча будет скорой! И не забудьте пригласить на дискуссию своих друзей и знакомых! Всех благ в воспитании подрастающего поколения! Всем пока, пока.

С Уважением, Екатерина Богданова

Этой статьей стоит поделиться
Этот блог читают уже 150 человек. Читай и ты

Вам также может быть интересно

Комментариев: 6

  • Irina 18 февраля 2017 | 22:46

    Верно сказано: «топорные» методы не только не приводят к желаемым результатам, но и усложняют процесс дальнейшего развития ребенка. Так что, если родители чувствуют, что владеют только этими методами, то лучше не надо...

    Ответить
  • Татьяна 20 февраля 2017 | 09:29

    Я за методику послогового чтения.Если ребенок научиться читать по слогам, то ему не страшно будет потом прочитать слово из 4 слогов.Учить читать ребенка в 2 года не надо точно. Можно учить в игре буквы, но не читать. Зачем в 2 года ребенку читать? Только чтобы удовлетворить амбиции взрослых?

    Ответить
  • Василий 22 февраля 2017 | 13:54

    Я не сторонник раннему обучению детей чтению. Больше родителям надо, не ребёнку. Всему своё время, не надо торопиться.

    Ответить
  • Василий 27 февраля 2017 | 22:33

    Правильному произношению из алфавита не надо учить, как раньше. Не понимаю, как до 17 года учили аз, буки, веди. Я бы грамоте никогда не выучился.

    Ответить
    • Татьяна 25 марта 2017 | 23:06

      Мы часто подменяем понятия букв и звуков. Что касается чтения, то надо учить звуки, а не буквы.

      Ответить
  • Lora 31 мая 2017 | 23:15

    Все верно, насильное обучение ребенка чтению, к хорошему не приведет. Малыш должен сам заинтересоваться книжками и захотеть самостоятельно прочесть написанное. в нашей семье огромная библиотека и дети, глядя на меня, рано пристрастились к чтению, так что личный пример много значит.

    Ответить

Оставить комментарий

  • :mrgreen:
  • :neutral:
  • :twisted:
  • :arrow:
  • :shock:
  • :smile:
  • :???:
  • :cool:
  • :evil:
  • :grin:
  • :idea:
  • :oops:
  • :razz:
  • :roll:
  • :wink:
  • :cry:
  • :eek:
  • :lol:
  • :mad:
  • :sad:
  • :!:
  • :?:
Топ комментаторов
  • Людмил3
  • Lora3
  • Олли2
  • Ирина1
  • Мария1
  • Татьян1
Любимый магазин с книгами
Лабиринт
Вконтакте
Друзья сайта



Хочу Всё Знать. Полезные Советы




группа Ароматы счастья