26 02.2017

Как, когда и во что играть, чтобы помочь малышу развиваться

Лого
Автор:
Тема:
Блог Екатерины
Богдановой

Здравствуйте, дорогие взрослые! Рада нашей новой встрече! Сегодня ее тема — ролевые игры для детей. Многим родителям кажется, что игра в отличие от занятий – достаточно бесполезное времяпрепровождение, ну чему может научиться малыш, катая по полу машинку или изображая кошку?! Но это совершенно не так!

Учеными (и психологами и педагогами) уже давно установлено, что ребенок через такую забаву познает окружающий мир, учиться правилам жизни, узнает о плохом и хорошем, моделирует свое дальнейшее поведение. Как, когда и во что играть, чтобы помочь малышу развиваться – вот то, что мы сегодня будем обсуждать.

Читайте также: Зачем нужны ролевые игры для ребенка?

Периодизация трансформации игр

Поскольку игра – основа воспитания и обучения ребенка, она должна «расти и развиваться» вместе с ним. Какие же изменения ее ждут?

Ребенок до года еще не овладел игрой, как таковой, ведь у его манипуляций с игрушками нет ни цели, ни правил, он знакомиться с предметами, частями тела, познает запахи, звуки, ощущения. Чем больше вокруг малыша «раздражителей» его внимания, тем активнее работает его мозг, а значит, тем быстрее он развивается.

От года до двух крохи начинают подражать действиям взрослых, животных, птиц, имитировать звуки и жесты. Деятельность завязывается спонтанно и так же спонтанно прекращается, поскольку у таких маленьких деток еще недостаточная концентрация и устойчивость внимания. Роль взрослого в этот период — поддерживать манипуляции ребенка, показывать пример, учить «играть», исправлять ошибки.

Если вы активно занимались с вашим ребенком, уже в 2 года он будет готов к переходу на новый этап – этап простых ролевых игр. Манипуляции сопровождают первые роли, которые подчиняются определенным правилам. В самом начале выбирается одно действие для каждого участника, позже (где-то в 3 года) возникает цепочка из двух действий, так называемый «примитивный сюжет».

Если взрослый не удерживает внимание на ситуации, взаимодействие быстро прекращается. Чаще всего дети 3-го года жизни играют не вместе, а рядом, и только к трем годам начинают объединяться в группы «по интересам».

Детки, которые не учились играть вместе со взрослыми, приходя в детский сад или на детскую площадку, не могут взаимодействовать со сверстниками, их любимое развлечение – отобрать игрушку у другого и практически сразу бросить. Это не вредность или избалованность, а недостаток опыта – малыш просто не понимает, что это такое «играть».

В 4 года детские забавы имеют взаимосвязанные действия, четкое распределение ролей, которые осознаются и называются, воображаемая ситуация удерживается без помощи взрослого, но это совершенно не значит, что ваша миссия завершена. Наоборот, начинается самое интересное – развитие творческого начала.

В этот период очень полезно давать детям играть с предметами-заменителями. Уменьшите количество игрушек с «единичным» применением, наполните игровую зону многофункциональными вещами, которые смогут превращаться благодаря фантазии вашего шалопая в различные «нужные» атрибуты.

 Сюжетно-ролевые взаимодействия детей старшего дошкольного возраста разнообразны и многослойны. Дети проговаривают все нюансы, распределяют роли и придерживаются распределения, отражают отношения и социальные функции, логично подходят к сюжету. Если у детей спросить «во что они играют» ответ будет развернутым и полным подробностей.

Чтобы обогатить мир детских игр взрослые должны побольше читать детям, рассказывать обо всем, что интересует малышей, пояснять логику действий. Если возникают спорные вопросы, функция взрослого заключается в разумном их разрешении с обязательным пояснением цепочки действий.

В этот период игру можно использовать в качестве психологической терапии – придумывать сюжет, отражающий переживания малыша и проигрывать ситуацию с обязательным благополучным концом. Если ребенок переживет это в мире фантазий, ему будет значительно легче справиться с проблемой в жизни.

Творческие игры для дошкольного возраста – заключительный этап, свидетельствующий о том, что маленький человек готов к смене деятельности (с игровой на учебную). Чтобы развивать творчество предлагайте малышу изменить сюжет известных ему сказок, поменять персонажей, придумать другой конец, написать сказку самому (естественно с помощью взрослого).

Это замечательное, увлекательное занятие поможет проявить весь наработанный потенциал и развить креативное мышление.

Виды игр

Ролевая игра подразделяется на несколько видов в зависимости от тематики используемого сюжета. Вы, наверняка, замечали, что дети с охотой копируют быт (семья, дом), любимых героев (мультипликационных, сказочных или киноперсонажей), подражают труду (в «Магазин», «Школу», «Больницу») или проигрывают исторические сюжеты (война, полет в космос, индейцы, ковбои).

Отдельным видом считается режиссерская или сюжетно-ролевая игра в куклы. Ребенок при ее выборе берет на себя сразу две функции – он и актер (ведь все действия выполняются им) и режиссер одновременно (все правила он придумывает единолично).     Понаблюдайте за своим чадом, проанализируйте, чего ему «недостает», каких игр у него меньше всего и заполните эту нишу, ведь каждый вид развивает те или иные способности.

Кроме сюжетно-ролевых педагоги различают дидактические, малоподвижные и подвижные, а так же пальчиковые игры. Первые представляют собой мини-занятия, преследующие определенные, развивающие логику, цели. К таким забавам относятся привычные для нас «Съедобное — несъедобное», «Верю – не верю», «Кто где живет» и т.д.

Малоподвижные и подвижные игры направлены на развитие двигательной активности, гибкости, ловкости, ориентации в пространстве, взаимосвязи движения со словами. Пальчиковые предназначаются для развития мелкой моторики рук, подготовки ее к письму, укрепления мышц пальцев, расслабления после кропотливого труда (рисования, лепки, письма).

Теперь вы перестали считать игру простой забавой? Очень надеюсь, что ваш ответ – «Да!». Играя с дошкольником вы не только помогаете его социализации, гармоничному развитию, обучению, но и узнаете скрытые от вас факты (страхи, проблемы, интересы, способности). Играйте почаще, не стесняйтесь, и пусть эта путевка в детство станет настоящим счастливым билетом для всей вашей семьи!

Жду вас здесь, как и прежде, с комментариями и отзывами! И не забудьте пригласить своих друзей в нашу приятную компанию! Всем пока, пока.

Похожие темы:

С Уважением, Екатерина Богданова

Этой статьей стоит поделиться
Этот блог читают уже 150 человек. Читай и ты

Вам также может быть интересно

Комментариев: 4

  • Василий 27 февраля 2017 | 22:27

    Игра в солдатики или игра с куклой тоже считаются ролевой игрой?

    Ответить
    • Irina 01 марта 2017 | 04:37

      Если можно, отвечу за автора статьи.

      Игра в солдатики и с куклой — это ролевые игры, ведь ребёнок выполняет роль главнокомандующего, а девочка — роль мамы. Но это — не развёрнутые игры (бывают исключения), поскольку ребёнок играет один , без других детей.

      В солдатиков, кстати, любили играть и Наполеон и ПётрI. Да и многие другие известные деятели.

      Ответить
  • Irina 01 марта 2017 | 04:33

    Почаще поднимайте тему ролевых игр! Потому что именно игры воспитывают творцов, которых сегодня в обществе так не хватает.

    И как-то бы уже родителям нужно разъяснить, что научить ребёнка играть — ЦЕННЕЕ, чем водить по кружкам.

    Ответить
  • Irina 01 марта 2017 | 05:22

    Главная ценность игры в том, что она налаживает человеческие взаимоотношения, умения договориться по любому вопросу.

    Филосов Ф.Бэкон говорил, что если люди научтся договариваться — прекратятся войны (кстати, именно Фрэнсиса Бэкона считают кандидатом на авторство пьес Шекспира).

    Ответить

Оставить комментарий

  • :mrgreen:
  • :neutral:
  • :twisted:
  • :arrow:
  • :shock:
  • :smile:
  • :???:
  • :cool:
  • :evil:
  • :grin:
  • :idea:
  • :oops:
  • :razz:
  • :roll:
  • :wink:
  • :cry:
  • :eek:
  • :lol:
  • :mad:
  • :sad:
  • :!:
  • :?:
Топ комментаторов
  • Viktor1
Любимый магазин с книгами
Лабиринт
Вконтакте
Друзья сайта



Хочу Всё Знать. Полезные Советы




группа Ароматы счастья