Адаптация ребёнка в детском саду

Как правило, дети привыкают к новому месту жительства, учёбы и времяпровождения легко и быстро. Но если отобрать любимую мамочку, бабушку или другого человека, с которым он рос и привык находиться всё своё основное время, для малыша начинается новая печальная страница жизни. Для маленького человечка разрыв с мамой – целое горе. Заметьте, ведь даже когда мать уходит в магазин, парикмахерскую или куда-либо ещё по делам, а малыш остаётся с кем-нибудь из родственников, даже хорошо ему знакомых, часто случаются настоящие истерики. Ребёнок льёт слёзы самые настоящие, а не притворные.

Если же дело усугубляется и сменой обстановки – это вообще катастрофа. Детский сад как раз и представляет собой гремучую смесь для психики ребёнка:
1) разлука с близкими людьми;
2) непривычная обстановка;
3) чужие взрослые люди (много!);
4) непривычные запахи (как бы это странно не звучало);
5) конкуренты.

Давайте рассмотрим каждый пункт.

Это понятно, близость родного человека важна даже для взрослого. Рекомендуем приучать детей к разлуке с близкими людьми постепенно. Пусть мама чаще уходит из поля зрения ребёнка, оставляя его с родными или знакомыми. Время отсутствия постепенно можно увеличивать. Пусть ребёнок поймёт, что разлука – дело временное, нужно просто немножко подождать.

Переходим к пункту № 2.

Непривычная обстановка для малыша несёт устрашающий характер, так как понятные и привычные в домашней обстановке дела он не может исполнить. Например, где и как сходить в туалет, попить воды, кому пожаловаться, если стало жарко, грустно и т. д. Добросовестные воспитатели, если позволяет количество детей в группе и собственно совесть, всё предлагают «новенькому» сами. Уделяют много внимания, доброжелательно настраивают на общение с ребятами, просят ровесников показать спальню, провести в туалет и тому подобное.

Взрослых чужих людей некоторые дети побаиваются, не доверяют им. В детском саду чужих взрослых довольно много: воспитатели, помощник воспитателя, медсестра посещает группу каждое утро, часто заглядывают воспитатели из чужих групп, ну и родители, которые приводят детей утром и забирают вечером. Поэтому важно показывать безопасное общение с дядями и тётями на прогулке, в магазине, поликлинике. И никогда не пугать ребёнка взрослыми!

может показаться нам странным, но не следует забывать, что груднички узнают мать по запаху. Дети постарше тоже ещё очень привязаны к запахам. И чувствительны к новым и непривычным. Часто отталкивающими остаются на всю жизнь аромат подгорелой молочной каши, или духи воспитательницы. Это не значит, что эти запахи плохие, просто неприятные ассоциации, связанные с ними, запоминаются на всю жизнь.

Конкуренты в виде таких же требующих внимания эгоистов. Вдруг земной шар перестал крутиться вокруг одного-единственного Ванечки или самой лучшей в мире Танечки. Теперь приходится делиться игрушками, завоёвывать внимание взрослого, принимать и мириться с тем, что из «единственного» малыш превратился в «одного из многих». Чтобы на ребёнка не свалилась шокирующая правда жизни неожиданно, его следует приучать делиться с другими, общаться, уметь уступать. При этом нужно спокойно и терпеливо проявлять справедливость, не задёргивать своего малыша.

Чтобы не вызвать стресс и панику у ребёнка, первые дни в саду можно проводить несколько часов. Потом оставлять его до сна. А когда страх пройдёт, так и на целый день. Обычно адаптация длится 5-14 дней. Этого времени достаточно, чтобы гибкая и податливая психика ребёнка перестроилась на новую жизнь.

Существует понятие «обратная адаптация». Проявляется она так. Первые дни малыш замечательно переносит все новшества, мама радуется и хвастается, как всё у них замечательно. И вдруг, через неделю — две ребёнок начинает плакать и никак не хочет добровольно идти в детский сад. Взрослые воспринимают это как каприз. Начинают ругать маленького страдальца и только усугубляют ситуацию. Им невдомёк, что малыш понял, что с домом его разлучили, все игрушки он в саду пересмотрел, новых впечатлений набрался и теперь просто хочет вернуться в своё былое счастье. Вот только сейчас и начинается адаптация. Здесь нужно проходить все наши разобранные пункты, не смотря на то, что сначала всё было так хорошо. Главное сейчас не вспугнуть, не вызвать отторжение. Наоборот, подчёркивать как хорошо с детками, какие хорошие воспитатели, какие интересные занятия в саду: и музыка, и пение, и танцы, и лепка, и рисование, и театр приезжает, и друзья скучают…

Вся наша жизнь во многом зависит от настроя. Детей нужно всегда настраивать положительно, «рекламировать» детское дошкольное заведение нашим малышам. Да так, чтобы они сами туда просились. И тогда всё будет хорошо и у детей, и у взрослых.