Арт-терапия для детей: сказкотерапия

Арт-терапия сегодня по праву считается одним из наиболее эффективных методов, используемых психологами и педагогами во время занятий с детьми. Посредством творчества они воплощают свои эмоции, страхи и желания, что позволяет узнать о них что-то новое. Кроме того, с помощью искусства ребенок не только способен выразить себя, но и познать окружающий мир, что способствует его социальной адаптации. Существует несколько видов арт-терапии для детей: рисование; коллажи, оригами ; лепка из пластилина , скульптура; работа с песком , глиной; пластика, танцы; кино, фотография; художественная самодеятельность (игры, представления);

Сказкотерапия – это как один из вида арт-терапии , при котором для лечения используют сказки для детей . В этом методе основным средством психологического воздействия является метафора, от точности подбора которой зависит эффективность работы врача с пациентом.

Сказкотерапия для детей выполняет три основных функции:

1) диагностическая (способствует определению состояния ребенка, а также его отношения к конкретной ситуации из жизни, помогает понять его стратегию поведения);
2) прогностическая (основывается на диагностике и раскрывает принципы поведения малыша в будущем);
3) терапевтическая (само лечение, благодаря которому в поведении и в эмоциональном состоянии ребенка происходят положительные изменения).
При выборе сказок учитываются конкретные психологические проблемы у детей:
— гиперактивность или гипоактивность;
— стресс, вызванный потерей близкого человека или любимого животного;
— агрессивность, неадекватное поведение, нарушения взаимодействия со сверстниками;
— расстройство поведения с различными физическими проявлениями (возможны проблемы с питанием или с мочевым пузырем);
— различные страхи, тревожность;
— стресс, связанный с семейными проблемами: развод родителей, их скандалы, насилие в семье, появление еще одного ребенка.

Сказкотерапия оказывает столь положительное влияние на детей, так как выполняет целый ряд задач:

1. Учит преодолевать страхи и трудности, принимать решения, ведь сказки показывают ребенку, что безвыходных ситуаций не бывает.
2. Выявляет творческие способности и развивает фантазию.
3. Способствует естественной коммуникации. Совершенствует вербальный язык и учит слушать других.
4. Помогает детям найти общий язык с взрослыми.
5. Прививает необходимые моральные нормы и правила.
6. Формирует навыки конструктивного выражения эмоций. Побуждает ребенка делать выводы, подталкивает его к размышлениям.
7. Снижает уровень агрессивности и тревожности.
8. Влияет на образное мышление.
9. Развивает чувство юмора.

В сказкотерапии для детей применяются три основных вида сказок:

1. Уже существующие художественные и народные.
Выбор сюжета зависит от возраста ребенка:
— Малышам близки сказки о животных, так как дети ассоциируют себя с ними и копируют их манеру поведения. А также можно выбрать историю, где главный герой – игрушка или маленький человечек. Сюжет должен содержать в себе проблему, актуальную для ребенка.
— Дошкольникам больше нравятся человеческие персонажи: охотники за сокровищами и принцы, рыцари и солдаты, царевны и королевы. Такие сказки лучше всего передают детям жизненный опыт на примере героев.
— Школьники предпочитают волшебные сказки. Благодаря им ребенок черпает жизненную мудрость и познает в чем суть духовного развития человека.
— Подросткам же по душе бытовые сказки, притчи, сказки о трансформации, страшные сказки. В бытовых сказках описываются трудности семейной жизни, конфликтные ситуации, показываются способы их решения. Притча же является источником жизненной философии, так как каждый урок в ней не завуалирован, а четко сформулирован. Сказка о трансформации подойдет подросткам с низкой самооценкой либо для приемных детей. А вот страшные истории помогают при самотерапии: многократно переживая тревожную для себя ситуацию, ребенок освобождается от своих страхов.
2. Авторские, специально разработанные психологом:
— главный герой схожий с пациентом, который на примере персонажа делает выводы и решает свою проблему;
— главный герой сам пациент. Например, его можно наделить теми качествами, которых не хватает малышу, и показать чего можно добиться при желании.
3. Самостоятельно сочиненные ребенком. Через такую сказку можно узнать о тех переживаниях малыша, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.

Существует определенная структура проведения занятия по сказкотерапии:

Во-первых, нужно выбрать главного персонажа, близкого ребенку по возрасту, полу и характеру.
Во-вторых, описать героя и его жизнь таким образом, чтобы малыш мог заметить сходство с ним, но не слишком явное.
В-третьих, персонаж должен попасть в похожую жизненную ситуацию и испытать те же переживания.
В-четвертых, герой ищет выход из сложившегося положения, в чем ему помогают близкие или наставник. Он может прийти к решению, наблюдая за поведением другого действующего лица. На этом этапе психолог должен объяснить ребенку смысл происходящего и предложить ему помочь решить проблему.
В-пятых, осознание героем своих ошибок и становление его на путь изменений.
Данную структуру занятия можно разнообразить и предложить ребенку самостоятельную работу:
1) сочинение и рассказывание сказки (позволяет выявить спонтанные эмоциональные проявления);
2) рисование, лепка и аппликация по мотивам собственной истории (в творчестве проявляются ассоциации и чувства);
3) представление (дает ребенку возможность проиграть самые значимые эпизоды и эмоции);
4) дописывание или переписывание услышанной сказки;
5) изготовление кукол (в процессе создания происходит изменение личности, своего рода медитация);
6) сказочная песочная терапия (при контакте с песком дети воплощают в физической форме самые сокровенные мысли).

Сказкотерапия – это своеобразный «мостик» между взрослым и ребенком. Так как, рассказывая сказку, родители или психологи отправляются в мир волшебства и фантазий, такой близкий малышу, а тот наоборот проникает в сложный и непонятный для него мир взрослых. Эту теорию также подтверждает то, что сказкотерапия – это, пожалуй, один из древнейших методов психологии. Еще наши предки воспитывали детей с помощью сказок , благодаря которым те могли понять смысл своих поступков. Все эти истории служили законами морали, предохраняли от неприятностей и учили жизни.

И напоследок посмотрите видео на тему » Сказкотерапия: Лечебная сила сказки».
Курс Разиды Ткач «Сказкотерапия детских проблем».

Дорогие читатели и гости сайта «Семья и детство», если статья Вам понравилась, оставьте, пожалуйста свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас. Это поможет сделать блог более интересным и полезным. А также если Вас не затруднит понажимайте кнопки социальных сетей, поделитесь информацией с друзьями.