Мифы и легенды о раннем обучении чтению

Здравствуйте, уважаемые мои читатели! Сегодня я рискну затронуть важную и очень насущную тему — раннее обучение чтению, ведь сейчас у родителей, которые стремятся вырастить из своих чад гениев, возникает вопрос – как продуктивно и пораньше научить кроху читать и писать, чтобы потом, в школьные годы, «обогнать» ровесников, выделить своего ребенка из «толпы», сделать максимальный вклад в его будущее. Многие ученые спорят о том, насколько необходимо такое обучение и какие плоды оно даст в дальнейшем. Обсудим?

Мифы и легенды о раннем обучении чтению

Ранее обучение или развитие детей в настоящее время – бум, и каждый родитель стремиться отдать свое чадо чуть ли не с рождения на какие-то курсы или в «школу». Этот парадокс пришел к нам с западными веяньями моды, где, к слову сказать, уже давно отказались от таких радикальных мер.

Исследования зарубежных педагогов и психологов однозначно свидетельствуют о том, что «топорные» методы не только не приводят к желаемым результатам, но и усложняют процесс дальнейшего развития ребенка. Если вы хотите самостоятельно внедрять новаторства (которым по большому счету уже несколько десятков лет) следует не только хорошенько подготовиться, но и взвесить все «за» и «против».

Во-первых, вы рискуете у ребенка отбить охоту учиться, поскольку насильно, как говориться, мил не будешь, во-вторых, вы можете подорвать физическое и психическое здоровье крохи. Но, прежде чем разглагольствовать о методиках и их действенности, хотелось бы сначала обсудить подоплеку мифов, бытующих о раннем обучении, их реальность и «подводные камни».

4 распространенных легенды

Чтение в 2 года

Конечно же, родители, которые исследовали данный вопрос, читали теорию Глена Домана о не просто раннем, а фактически постнатальном развитии речи. Этот педагог был уверен, что чем раньше вы начнете работу над активной речью, тем лучше будет результат. Его методика заключалась в соединении слов, которые начинает воспринимать, различать и идентифицировать ребенок, начиная от рождения с запоминанием их написания.

Не стоит скрывать, некоторые малыши достаточно активно интересовались его карточками, но в последствии беглого чтения в более старшем возрасте родители и учителя не добились – они учились так же, как и их сверстники и в большинстве своем ни в чем их не превосходили.

Малыш все может сам

Без надлежащего окружения и занятий малыш не сможет сам овладеть навыками не то что разговорной речи, но и вообще социализации. Вы или профессиональный педагог должны построить ваше знакомство с алфавитом, фонемами и графемами грамотно — занятие должно быть проведено посредством игровой деятельности и максимально соответствовать возрастным возможностям ребенка.

Еще не один гений не научился чему-то без определенной базы, и ваш малыш – не исключение. Активно используйте дидактические игры речевой направленности, добивайтесь чистого произношения звуков и букв, тренируйте речевое дыхание, развивайте интерес к буквам, звукам и только тогда, когда кроха будет подготовлен, вы сможете реализовать свою мечту – научить его читать.

Чистое произношение – не главное

К сожалению, очень многие родители не связывают правильное произношение и чтение. Это большая ошибка, ведь роль речи в этом вопросе – основная, малыш никогда не сможет связать изображение буквы (звука) с произношением, если он не сможет его правильно выговорить.

Приведу пример: вы показываете ребенку картинку, на которой изображен сыр, он говорит «шыр» или еще хуже «шыл», вы хвалите, ведь он правильно назвал изображение, потом вы демонстрируете ему буквы, соответствующие данному слову «С-Ы-Р», возникает путаница, кроха не понимает разницы, впоследствии чего дальнейшая «наука» идет крахом.

Исправлять ребенка, у которого еще не сформировано звукоизвлечение – напрасное дело, ведь все приходит с возрастом, некоторые звуки малыши могут выговаривать в 3, а некоторые появятся только в 4-5 лет и то при благоприятном стечении обстоятельств.

Что делать? Развивать правильное произношение, это достаточно удобно и увлекательно осуществить посредством русского фольклора, ведь скороговорки, потешки, песенки замечательно влияют на активную речь, с их помощью легко достигается чистота звука. Если вам не помогают такие упражнения, воспользуйтесь доступными логопедическими приемами.

Метод целых слов – самый быстрый путь к чтению

Не скроем, этот метод достаточно результативен в старшем дошкольном возрасте, но в момент, когда вашему ребенку еще не исполнилось 4-5 лет такой метод не более, чем самоудовлетворение. Для того, чтобы научиться читать по этому методу малыш должен научиться обобщать слова, делать определенные логические выводы, анализировать, систематизировать и констатировать.

Смотрите также: Развивалка на дому. Обеспечиваем гармоничное развитие малыша самостоятельно

Эти навыки приходят только в средне-старшем дошкольном возрасте, поэтому использование данной методики ранее – пустая трата времени. Можно объяснить наглядно: вы пытаетесь связать название с предметом, клеите печатные изображения слов, означающие тот или иной предмет, но для малыша в 3 года ассоциацией со словом будет только конкретный объект, на котором было вывешено графическое изображение, то есть «стол» в кухне и стол у соседей – не одно и то же.

Делаем выводы

Во-первых , вы должны понимать, что опережать события не стоит, вы должны удостовериться, что ребенок готов к восприятию новой науки как психологически, так и физически.

Во-вторых , заручитесь поддержкой опытного педагога. Даже если вы отлично ладите со своим ребенком и на все сто уверенны в его готовности, это не значит, что вы готовы дать ему все необходимое для правильного развития.

В-третьих , никогда не насилуйте ребенка, он должен сам ХОТЕТЬ обучиться чтению (или любому другому навыку), вы только можете поспособствовать развитию этого желания.

В-четвертых , сами никогда не путайте буквы и звуки. На первом этапе обучения «верный» алфавит только вредит, ведь связать «Эн» и «А» не то же самое, что «Н» и «А». Когда ваш ребенок уже будет способен отличать название буквы от звука, ему все объяснят.

В-пятых , не спешите, ученые доказали, что благоприятный период развития речи начинается в 4-5 лет, поэтому до этого возраста вам стоит только тренировать базу для дальнейшего обучения читая сказки, разучивая стихи, поправляя неправильное произношение, активизируя интерес к обучению.

Средства и приемы дошкольного воспитания не всегда отвечают запросам родителей, однако наша система образования считалась и считается самой гармоничной и результативной во всем мире. Может не стоит «изобретать велосипед»? На этом у меня пока все! Жду с нетерпением ваших отзывов и комментариев, надеюсь, наша встреча будет скорой! И не забудьте пригласить на дискуссию своих друзей и знакомых! Всех благ в воспитании подрастающего поколения! Всем пока, пока.