Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня тема нашего поста: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Почему спросите Вы? Вот с чего все началось. Пришла ко мне на днях соседка. Смотрю — расстроена, глаза на мокром месте. Спрашиваю, что случилось.
Дочь, говорит, эгоисткой растет. Только об удовольствиях думает, со мной совсем не считается. А я ведь так старалась, баловала ее, ничего не заставляла по дому делать, развивала, по кружкам водила. И вот благодарность!
Знакомая картина? А все потому, что мало сейчас уделяется внимания эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, в частности – нравственной сфере. Все больше упор на интеллект. Вот и становятся немодными такие понятия, как духовность, человечность, сопереживание, отзывчивость, а вместе с ними разрушается нравственное здоровье общества. Как решать эту проблему?
Для чего нужны эмоции
Эмоции – это психические процессы и состояния, которые выражают отношение человека к окружающему миру. Своего рода отражение действительности, но весьма специфическое, ведь каждый ощущает явления и предметы по-разному.
Чувства – проявление личностное, они у каждого свои, но напрямую зависят от удовлетворения индивидуальных потребностей. Похвалили малыша – он радуется, ведь все люди испытывают потребность в одобрении. Поругали – расстраивается, плачет. Все это — противоположно окрашенные эмоциональные состояния.
Эмоции очень важны для человека, ведь они способствуют образованию коммуникационных связей между людьми, учат понимать друг друга. Особенно большую роль играет эмоциональная сфера в жизни ребенка. Дети в буквальном смысле «живут чувствами», которые управляют психикой и регулируют ее. Наблюдая за эмоциями взрослых, малыш сам учится проявлять их.
Существует несколько видов эмоций, которые сопровождают нас на протяжении жизни. К «простым», «чистым» относится настроение, аффекты (гнев), стрессы, чувства. Они сопровождают человека практически с рождения.
В более младшем возрасте эмоционально-волевая сфера еще не развита, преобладают простейшие чувства. Затем ребенок постепенно познает свое «я», начинает выстраивать отношения с другими людьми. У него формируются нравственные, социальные чувства, которые стоят уже на более высокой ступени.
Как развиваются эмоции
В раннем возрасте малыш все эмоции проявляет «по факту». Обидели – плачет. Дошкольник овладевает так называемым «эмоциональным предвосхищением». Он способен уже заранее радоваться, волноваться, переживать. «Вот подарю я маме картинку, она, наверное, обрадуется. А вдруг ей мой подарок не понравится?!» То есть, ребенок уже задумывается о результате и реакции окружающих.
Идет активное освоение новых эмоций: грусть, радость, злость, ревность. Обширный диапазон чувств разной окраски. Но есть и особенности. Выражаются эти эмоции уже по-другому, в ход идут высшие формы экспрессии: мимика, жесты, интонации.
Обучаясь, дошкольник не только осваивает новые средства экспрессии, но и сам декодирует их, распознает у других. Но чувства у него все же продолжают «преобладать над разумом», что проявляется в излишней эмоциональности.
Чуть что – то плачет, то смеется, это как раз про ребенка дошкольного возраста. Управлять эмоциями им еще трудно. На особенности поведения и эмоциональный настрой влияют взаимоотношения с окружающими – родителями, воспитателями, друзьями.
Как формируется воля
Зрелая личность невозможна без эмоционально-волевого развития, основы которого закладываются в дошкольном возрасте. Процесс этот длительный и происходит постепенно. Развивая волю, ребенок учится брать под контроль свои эмоции, а это умение и взрослым зачастую очень полезно подкорректировать.
На этот процесс положительно влияет основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Играя, малыш совершает ряд самых разных действий, которые помогают выплеснуть негатив, снимают эмоциональную напряженность.
Развитие эмоций у дошкольников зависит от ряда факторов:
Многое познается в общении. Наглядные способы выражения эмоций малыш осваивает на конкретных примерах. Это и хорошо, любая теория бледнеет перед практикой. Многое определяется ситуацией, позицией ребенка, его отношением к партнеру по общению.
Развитию эмоциональной сферы способствует участие в дополнительной деятельности. Творчество по-настоящему открывает новые миры. Занятия музыкой, танцами, живописью вызывают различные эмоциональные состояния, по большей части положительные.
Например, слушая сказку, ребенок часто ассоциирует себя с главным героем, сопереживает ему, проецируя на себя определенные ситуации. Подобные яркие эмоции действуют благотворно, к тому же — не несут негатива.
Не стоит забывать об игре. В сюжетно-ролевых играх («дочки-матери», «больница», «магазин») развивается сопереживание, дети учатся сотрудничать, договариваться, помогать друг другу. Существуют специальные программы развития эмоциональной сферы при помощи игровых действий.
С раннего возраста ребенка стоит приучать к труду. Этот вид деятельности имеет неоценимое значение. Малыш испытывает целую гамму чувств от процесса и результата своего труда. Если получилось – бурная радость, если постигла неудача – горькое разочарование. Без отрицательных эмоций тоже не обойтись, они учат тому, что в жизни не бывает все гладко, не стоит унывать и сдаваться.
Эмоциональную сферу можно назвать крепким мостиком, который соединяет окружающий мир и личностную жизнь ребенка. В раннем возрасте малыша переполняют чувства и эмоции, образно говоря, он состоит из них. Важно уделить достаточно внимания воспитанию эмоциональной зрелости. Это одна из важнейших задач педагогики, не менее серьезная, чем интеллектуальное развитие.
Становление и жизнь человека в обществе во многом зависит от его эмоционального отношения к окружающему. Положительный настрой и воля способствуют достижению целей, а для этого уже нужен багаж знаний и умений.
На сегодня все. Пусть эмоции и чувства помогают жить! До новых встреч. Всем пока, пока.
