Воспитание чувства ответственности у детей

Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Сегодня хочется поговорить о такой теме, как воспитание чувства отвественности у детей. Воспитание чувства ответственности у детей — это поэтапный процесс, зависящий от возрастного периода ребенка. Знание особенностей и следование рекомендациям по каждому периоду помогут воспитать ответственную самодостаточную личность. Образ пресловутого «стакана воды на старости лет» начинает витать в сознании частенько уже на этапе планирования будущего потомства. Когда же кроха появляется на свет, то обезумевшие от счастья родители стремятся преподнести весь мир к его ногам. Прозрение наступает, когда и стакан-то поднести некому: ребенок вырос эгоистом, напрочь лишенным чувства ответственности. Как же не упустить момент начала воспитания чувства ответственности у детей? Привить не только осознание своих обязанностей перед родителями, но и понимание необходимости отвечать за свои поступки. Воспитательный процесс в этом направлении целесообразно было бы разделить на несколько этапов, согласно возрасту ребенка. Ведь требования, которые предъявляются к пятилетнему малышу или пятнадцатилетнему подростку, будут разительно отличаться.

Начало воспитания чувства ответственности у детей до двух лет.

Казалось бы, что годовалый малыш не в состоянии осознать такое серьезное понятие, как ответственность. Но народная мудрость указывает, что воспитывать можно, когда «лежит еще поперек лавки». В таком возрасте человечек еще не в состоянии проследить все причинно-следственные законы, но он находится в постоянном изучении окружающего мира, наблюдении за поведением родителей. Именно в этот период закладывается база для последующего формирования чувства ответственности. Маленький человечек уже видит, что игрушки мама раскладывает по местам (а малыш может ей в этом помочь), понимает, что нельзя бить и кусать других деток.

Формирование начальных обязанностей у детей двух-пяти лет

Этот период является самым важным в процессе формирования личности. Пробелы и ошибки, допущенные родителями, позже откликнутся уже в подростковом возрасте, и откорректировать их будет довольно сложно. После пяти лет наступает то самое «вдоль лавки». Вести серьезные нравоучительные беседы с ребенком в этом возрасте все еще слишком рано. Картина окружающего мира формируется у малыша посредством игровой деятельности и образов. Он уже в состоянии, но не под сопровождение маминого крика, а только в игровой форме, выполнять элементарные обязанности по дому. Поручите ему, к примеру, поливать цветок. У детей должны обозначиться свои зоны ответственности, которые научат их выполнять обязанности по отношению к себе и к окружающим.

Важно, чтобы в этот период ребенок имел доступ к «правильным» мультфильмам и сказкам. Примеряя на себя полюбившиеся образы и сюжеты, малыш на подсознательном уровне научится выстраивать нужную линию поведения. На нашем сайте вы можете найти отличную подборку текстовых и аудио сказок морально-нравственной направленности, входящих в сокровищницу мирового фонда. Не забудьте не только дать ребенку возможность прослушать интересную сказку, но и вместе ее обсудить.

Развитие навыков ответственности у ребят пяти-семи лет

В возрасте 5-7 лет зоны ответственности ребенка значительно расширяются. Он теперь может не просто выполнять свои обязанности по дому, но и помогать маме, понимая разницу между этими двумя процессами. Детям этого возраста полезно не только читать сказки, но и приводить в пример жизненные ситуации. Этот период совпадает с началом обучения в школе, что само по себе способствует воспитанию ответственности у детей. Ребята этого возрастного периода уже оперируют четкими критериями оценки как своих собственных действий, так и других людей. Если же родители замечают, что чувство ответственности развито не на должном уровне, то психологи советуют завести домашнее животное. 6-7 летний ребенок уже в состоянии выполнять обязанности по уходу за питомцем.

Корректировка чувства ответственности у ребят после семи лет

К семи годам азы ответственности уже заложены, теперь осталось только продолжить начатое. Все еще актуальным остается выполнение домашних обязанностей, хорошая учеба в школе, уход за питомцем. Воспитание чувства ответственности у детей после семи лет носит дополняющий и корректирующий характер. Школьник уже способен мыслить абстрактными категориями и воспринимать беседы на морально-этические темы. В ходе таких бесед взрослый имеет возможность выявить некоторые пробелы в воспитании и восполнить их. Сам критерий ответственного поведения должен постепенно расширяться. Дети должны чувствовать ответственность не только за сохранность вещей или помощь по дому, но и за собственные слова и поступки, достижения и провалы.

В процессе воспитания нужно помнить и понимать, что никакие знания и методики не принесут ожидаемых результатов, если отсутствует перед глазами пример родителей. Как бы банально не звучало, но дети — это зеркало семьи. Ответственную самодостаточную личность могут воспитать только семья, живущая по этим же правилам.

Похожие темы:

P. S. Не забудьте подписаться на обновление нашего сайта.

Дорогие читатели и гости сайта «Семья и детство», если статья Вам понравилась, оставьте, пожалуйста свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас. Это поможет сделать блог более интересным и полезным. А также если Вас не затруднит понажимайте кнопки социальных сетей, поделитесь информацией с друзьями.